Стихи
Примечание автора: надеюсь, вы сможете простить мне то, что у главного героя нет имени. Просто я не смогла подобрать именно того имени, которое, по моим представлениям, подходило бы для него. В общем, он у нас будет зваться просто Он...
Еще одно примечание: к сожалению, танка я сочинять не умею, поэтому стихотворение, упомянутое здесь, написано в западной стихотворной форме, и не является ни хайку, ни танка.
- Д-9...
- Нет... Б-5...
- Нет... Е-1
- Ранила!..
- Ага!.. Е-2?
- Убила! Ну что за...
- Мисс Юки! Мисс Кавасаки! Чем вы занимаетесь на уроке литературы?!
- Литературой!..
- Вижу я вашу литературу! Отдайте сюда эти листочки. Быстро!
- Но, мисс Сакоро!..
- Все, быстро!..
Ами вздохнула. Голова жутко раскалывалась, а тут еще такие крики... Наверное, сегодня придется лечь раньше, чтобы восполнить те четыре часа, которые она провела сегодня ночью без сна, склонившись над ярко белеющим в свете лампы листочком. К концу четвертого часа ни одной строчки на белоснежной поверхности так и не появилось. За эти четыре часа она могла бы написать целое эссе на тему реставрации Мейдзи или перерешать все дифференциальные уравнения из сборника... "Никогда бы не подумала, что написать одно малюсенькое стихотворение так трудно... Да это же практические невозможно!" - в отчаянии Ами обхватила голову руками и чуть слышно застонала. Ну как же?! Ведь это ее последний шанс...
- Мисс Мицуно! Может быть, вы дадите нам анализ этого произведения Сайгё? - фраза была сказана таким тоном, что сомневаться не приходилось: преподавательница уверена, что получит незамедлительный положительный ответ.
- Сайгё? - Ами резко попыталась вернуться к реальности. Сайгё... Сайгё... Ах, да... Поэт-монах... Бросил аристократическую жизнь ради поэзии... Что там со стихами?.. Природа... идиллия... мир... Красота в простом...
Все эти мысли пронеслись у нее в голове в одно мгновение, а уже в следующее Ами четко и раздельно произносила:
- В стихах Сайгё отражена простая красота природы, столь любимая им и понятная, по его мнению, только человеку, полностью посвятившему себя ей. В данном стихотворении Сайгё в очередной раз отражает свою позицию, осуждая тех людей, которые...
Ее речь лилась так ясно и плавно, словно она весь вечер только тем и занималась, что анализировала поэзию Сайгё. А ведь Ами даже не знала, о каком стихотворении идет речь, она просто высказала основной мотив его творчества. Но мисс Сакоро с довольным видом кивала, усиленно намекая мисс Юки и мисс Кавасаки, что им бы следовало брать пример с мисс Мицуно, лучшей ученицы их класса, школы, да и вообще всей Японии... Куда уж там!
Закончив отвечать, Ами села на место и готова была снова углубиться в свои мысли, когда услышала за собой: "Мицуно - такая молодец! Вот бы мне тоже уметь так говорить!.." Сказано было абсолютно беззлобно, ибо в этой группе все давно уже знали Ами как девушку добрую и умную. Никто более не думал о ней как о лицемерке, все питали к ней уважение и немного завидовали. Завидовали. Ей. Ей...
"Да за что же мне завидовать? - подумала Ами, сама того не замечая, начиная что-то рисовать на листке бумаги перед собой. - Я же ничем не отличаюсь от них... Ну, разве что, тем, что не могу сочинить стихотворение..." - Ами вынырнула из своего сомнамбулического состоянии и в рассеянности уставилась на лист перед собой. На нем затейливыми иероглифами было выведено всего одно слово. Но как много оно для нее значило. Всего одно слово, а точнее, всего одно имя. Самое важное для нее. Самое дорогое. Самое любимое. Его имя.
"Господи, как же мне... Если у меня не получится.. Пожалуй, это единственное, чем я могу привлечь его внимание.. Я слышала, он любит стихи".
Слышала - не то слово. Последнее время Ами стала сама на себя непохожа. Она "ненароком" оказывалась там, где могли говорить о нем, порой "случайно" направляла разговоры в то русло, которое могло привести к нему. Иногда ей казалось, что это уже слишком похоже на манию, но ничего с собой поделать она не могла. Ей хотелось знать о нем больше, если уж она не могла полноценно общаться с ним. Почему, собственно, не могла? Она ведь была в состоянии подойти к нему и завести разговор... Была ли? Неужели она смогла бы унять дрожь во всем теле и вернуть себе способность говорить, не запинаясь, когда он был рядом? Нет, уж лучше не рисковать...
***~~~***
Заканчивался урок физики. Преподавательница - классный руководитель их группы. Тем более приятно было приходить в этот кабинет оттого, что его здесь можно было часто встретить. Иногда они обменивались приветствиями, и каждый раз это было для нее чем-то большим, чем просто "Здравствуй".
- Итак, на этой неделе у нас с вами еще будет три занятия.. Получается, что одно - в субботу, из-за прошлых переносов.. Вот ведь как несправедливо: я думала, что хоть воскресенье нам оставят выходным, но нет: пришло указание, что воскресенье объявлен экскурсионным днем.. Говорят, группам нужно посетить Национальный музей...
- А разве ваша группа не была там на этих каникулах? - спросила Ами, и только тут поняла, ЧТО она спросила. Получается, что она проявляет особенный интерес именно к той группе. Но Ами надеялась, что ее вопрос прозвучал вполне невинно, и никто не обратил внимания. Да, так и было.
- Нет, на каникулах мы не успели..
- А.. ваша группа поедет? - еще раз рискнула Ами. Но все же, если молния не ударила в дерево в первый раз, то никто не давал гарантии, что она не сделает этого во второй. И она сделала.
- А кто тебя конкретно интересует, Ами? - спросила мисс Хоко.
Ами почувствовала, как кровь приливает к щекам. По кабинету пронесся шепоток. Ами крепче сжала в руках ручку.
- Да нет, никто особенно, просто... - ну вот, она начала оправдываться!
- Ну, - мисс Хоко внимательным взглядом посмотрела на несчастную Ами и закончила: -...думаю, тот, кто тебя интересует, поедет.
"Она не может знать! Нет, она не может знать! А если знает? Она же... Он же... Если она расскажет? Нет! А.. вдруг? Господи!.." - пронеслось в голове у Ами в одно мгновение, а со всех сторон послышалось:
- Что, Ами, влюбилась?
- И кто же твой счастливый избранник?
- Да нет, мне просто было интересно... - Ами говорила чуть слышным шепотом, потому что боялась, что голос ее сорвется или перейдет в плачь.
- Да ладно тебе, Мицуно, - произнесла тут девушка слева, одна из тех, кто оставался верен своей неприязни к Ами, - не скрывай ничего от нас, мы же твои друзья, - она подчеркнуто презрительно произнесла последнее слово. - Может быть, это...
- Мисс Хоко!! - успела выкрикнуть Ами прежде, чем девушка успела произнести имя.
- Да, мисс Мицуно?
- Я могу выйти?
- Да, конечно, мисс Мицуно.
Ами стремительным шагом вышла из кабинета и обессиленно прислонилась к холодной стене. Господи, что же делать? Конечно, за последнее время она так часто "ненароком" спрашивала о его группе.. Но, с другой стороны, он же не единственный парень там... Хотя, как ей сказала Мако (только ей Ами осмелилась рассказать, потому что верила, что только Мако сможет до конца понять ее), он единственный, на кого там можно обратить внимание. Неужели же мисс Хоко имела ввиду именно его? Нет, это не может быть правдой.. А если он узнает? Как тогда..
Ами вздохнула. "Нет, - подумала она. - Я не должна показывать виду. Для меня он никто, по крайней мере, в глазах других". С такими мыслями Ами вошла в класс, села с непроницаемым лицом, улыбнулась девушке слева и принялась шутливо отвечать на вновь посыпавшиеся вопросы о ее влюбленности.
Пожалуй, Ами и сама не отдавала себе отчета в том, почему ей так важно, чтобы он ни в коем случае не узнал о ней, о ее чувствах. Но где-то в глубине души она боялась, боялась того, что над ней, над ее отношением к нему станут смеяться, втопчут в грязь самое теплое и светлое, что есть в ее сердце - ее любовь. Она боялась того, что станет слабой в глазах окружающих, если они будут знать.. даже если только он будет знать, это уже будет ее слабость. Ведь тогда он сможет, пусть ненароком, причинить ей боль.. Ами не хотела, чтобы кто-то знал, как ей больно порой слышать их слова о ней. На все обидные фразы она научилась отвечать шутками, за которыми скрывала свое отчаяние. Она не могла позволить, чтобы кто-либо знал... Конечно, об этом наверняка догадывались ее лучшие подруги - Усаги, Рей, Мако и Минако, - но они и не обижали ее никогда. А вот если кто-нибудь другой... Нет, Ами не могла позволить другим узнать о том, что она уязвима для их слов. Она всегда будет оставаться непроницаемой, и в этом ее спасение.
***~~~***
Вечер не принес с собой ничего хорошего, кроме головной боли, которая только усиливалась от того, что Ами уже который час мучала себя сочинением стихотворения. Ну что же тут поделать, если в ней нет необходимого для поэзии? Может, ей просто вдохновения не хватает? Но как же его достать? Вот, Сайгё писал такие танка!.. У него же получалось? Или, может, это доступно только избранным, это такой дар, который дается с рождения только определенным людям, и никому кроме них сочинить что-либо просто не под силу? Но что же тогда делать ей, Ами?!
Вечер плавно перетек в ночь, но ум ничего не приходило. Пора было ложиться спать, оставив идеально белый лист лежать на столе. Ами вдруг стало так тоскливо, так грустно.. Она положила голову на скрещенные на столе руки и попыталась представить, что было бы, если бы ей удалось написать это стихотворение... Глаза сами собой закрылись, и Ами погрузилась в спокойный, ничем не прерываемый сон, в котором мечта ее осуществлялась так явственно!..
***~~~***
Ами вздрогнула и проснулась. Лампа на столе продолжала гореть, а шея чуть ныла оттого, что Ами заснула в неудобном положении. Но что самое важное - Ами только что во сне читала ему сочиненное ею стихотворение! И что было лучше всего - она отлично запомнила все слова! Схватив ручку, Ами начала быстро-быстро писать...
***~~~***
Новый учебный день казался ей решающим. Именно сегодня она наберется смелости и подойдет к нему, протянет ему листок со стихотворением, и не нужно будет никаких слов.. Он все поймет, наверняка улыбнется ей и скажет, что давно уже знает о ее чувствах, и что сам боялся подойти к ней.. И все будет хорошо, и она будет счастлива!.. Она будет, будет очень счастлива с ним!..
Улыбаясь, Ами шла по школьному двору, и ничто на этом свете не могло ее расстроить в этот счастливейший момент в ее жизни. Ничто. Кроме одного. Завернув за очередной поворот, Ами остановилась, как вкопанная: впереди стоял он... с девушкой. "Нет, - сказали Ами сама себе. - Это ничего не значит. Он же может просто РАЗГОВАРИВАТЬ с девушкой. Это не значит, что она ему кем-то приходится. Нет, определенно, не значит. Это просто девушка, просто девушка, наверное, из его группы.. Может, он спрашивает у нее о том, в каком кабинете следующая лекция, или что-то вроде того..."
Но вот он развернулся и пошел прочь, а девушка осталась стоять. "Вот видишь, - сказала сама себе Ами. - Он не взял ее под руку и не увел с собой. И он не обнимал ее, и не целовал.. Ничего, между ними ничего нет". Но тут девушка повернулась, и Ами увидела, что ее лицо заплакано. "Так не расстраиваются из-за вопросов о кабинете и следующей лекции.." - подумала Ами, и сердце ее предательски забилось быстрее. Повинуясь глубинному порыву, она подошла к ней и участливо спросила:
- Что-то случилось?
Задав такой вопрос, Ами ожидала услышать в ответ что-нибудь вроде "Да нет, все в порядке" или "Нет, это мои личные проблемы, но спасибо, что спросила" или, на худой конец "Соринка в глаз попала". Но вот такой тирады она не ждала.
- Он.. понимаешь, он мне.. не верит.. а я.. я люблю его.. и он знает, и мы.. мы были вместе.. но он говорит, что не верит.. что я люблю его.. а я люблю.. и он... я просто не говорила ему... а он говорил.. и он думает, что я.. что я обманываю его.. и он говорит, что если я не люблю его, то свободна... вольна сделать свой выбор.. но я уже сделала.. а он не верит, говорит, что я жалею его... и что ему не нужна жалось.. а это не жалость... я и правда люблю его... но он не верит.. но мы были так счастливы вместе... а теперь.. а я люблю его!! - чуть не прокричала напоследок девушка и зарыдала еще сильнее, уткнувшись лицом в ладони.
Ами стояла, как громом пораженная. "А я люблю его!" Вот значит как. Значит, они.. "...а он говорил.." Говорил, что любит? Значит, он ее любит.. Но ведь теперь он не верит этой.. девушке... Ами чуть улыбнулась: вот и хорошо, что не верит, значит, он поверит мне.. Но тут же одернула себя: о чем я думаю? Она стоит тут и плачет, а я думаю о том, как сделать так, чтобы он поверил мне?! Как же так?! "Но... - зашелестел внутри неведомый доселе голосок эгоизма, - он может быть твоим, вы можете быть вместе... тебе нужно только догнать его сейчас.. он в таком состоянии, он поверит тебе и больше никогда не вспомнит о ней..." Ами закусила губу. Девушка продолжала плакать.
"Но он не любит меня... Он любит ее..." - подумала Ами. Нет. Она не может так поступить. Он любит эту девушку, значит, она достойна его любви. "Мы были так счастливы вместе!" - снова донеслись до нее слова этой девушки. "Мы были так счастливы... так счастливы..." Он был счастлив с ней.. Он любит ее.. Они должны быть вместе, и тогда они будут счастливы.. И он будет счастлив.. Если он будет счастлив, и Ами будет счастлива... "Что ты делаешь?" - снова раздался в голове у Ами громкий голос эгоистичного разума, но было уже поздно. Повинуясь тихому голосу любящего сердца, она схватила девушку за руку и всунула ей листок со своим стихотворением.
- Вот, возьми, - заговорила Ами, пытаясь улыбнуться. - Я это сочиняла для литературного кружка, но, думаю, тебе оно пригодится больше. Просто прочти ему, и он поверит тебе. Потому что писать о любви можно только тогда, когда по-настоящему любишь, - закончила Ами совсем тихо.
- Это... твое, да? - девушка удивленно смотрела на листок в своей руке.
- Ну да, мое. Но это ведь неважно, я уверена, что ты чувствуешь именно то, о чем здесь написано, - Ами продолжала улыбаться и уверять девушку. Голос разума затих.
- Ты.. ты думаешь, это поможет? - в глазах девушки блеснула надежда.
- Конечно! Он обязательно поверит тебе! Поверит... твоей любви.
- Правда? - несмелая улыбка озарила заплаканное лицо, а чуть вспухшие глаза раскрылись шире. - Поверит?!.. Тогда.. я пойду за ним? - девушка ухватилась за эту возможность так же крепко, как и за листок бумаги, отданный ей Ами.
- Да.. догони его, - прошептала Ами вслед уже убежавшей девушке. - Что же я наделала? - спросила она сама себя тихо-тихо. - Что же я наделала?..
А девушка бежала, бежала вслед за силуэтом своего возлюбленного, который был уже далеко. Но вот она догнала его и прикоснулась рукой к его плечу. Он обернулся, в глазах его была печаль. Тогда девушка поднесла листок к глазам и начала читать:
Знаешь, ты мне стал дороже всех,
Для меня ты самый лучший дар!
За тебя отдам я жизнь и смех,
Свет, ночную высь и звезд пожар.
Я с тобою стала жить во сне,
Мне не страшен нашей жизни лик.
Можно, я прижмусь к тебе тесней?..
Страх перед людьми мой так велик...
Кровь моя вином стала хмельным,
Раздающим вечную любовь.
А росой, исчезнувшей, как дым,
Стали слезы: их не будет вновь.
Руки мои - словно ветви ив
Тянутся к реке, но не достать...
...Жаль, ты не читал стихов моих...
Всколыхнулась бы тогда речная гладь.
Если б ты любил мои стихи,
То прочел бы это, и тогда
Лживых слов ненужные штрихи
Правдой стали б, раз и навсегда.
Но не знаешь ты, что я люблю...
Значит, будет ива увядать,
И реки, живущей жизнь свою,
Неприкосновенной будет гладь.
Она закончила и взглянула на него, боясь увидеть в его глазах все то же выражение печали и боли. Но нет, его глаза лучились теплом и любовью.
- Я верю тебе.. И я люблю тебя, - прошептал он и прикоснулся рукой к ее щеке.
Девушка заплакала и кинулась к нему на грудь. Он обнял ее одной рукой, а другой гладил по голове, шепча какие-то слова, которые совершенно не имели смысла.. Но они успокаивали ту, которую он любил, и этого было достаточно.
Ами наблюдала за ними, стоя чуть поодаль около дерева. Она понимала, что это было не совсем красиво, вот так подглядывать. Но ей было просто необходимо увидеть его с ней и удостовериться во всем. Она увидела. Увидела любовь в его глазах. И она была счастлива.
Ami Mizuno © Copyright